Сегодня всё меньше желающих быть идеальными мамами. Почему? Все хотят быть достаточно хорошими. И это было бы замечательно, если бы не подмена понятий: теперь достаточно хорошая мама должна уметь всё то же, что идеальная, только лучше.
Чувствуете, в чём подвох?
Материнство становится экзаменом, с ценой ошибки в счастье ребёнка. И это действительно неподъёмная ответственность.
Изначально термин "достаточно хорошая мать" ввёл британский педиатр и детский психоаналитик Дональд Винникотт. И вот каких матерей он называл достаточно хорошими:
1. Сначала такая мать полностью подстраивается под нужды младенца, формируя у него базовое чувство безопасности. Она умеет это интуитивно.
2. Потом, понемногу, она даёт ребёнку возможность огорчаться, сталкиваясь с умеренным несовершенством мира. При этом огорчение переживается ребёнком в тёплых, принимающих материнских объятиях.
Заметьте, ни слова про лучшие развивающие игрушки, пятикомнатную квартиру, идеальный садик и отдых на море.
Всё просто. Сначала мама подстраивается под совсем беспомощного ребёнка, а потом – дает получить опыт: отпускает и утешает тогда, когда это нужно. Многое из этого проделывается интуитивно.
Конечно, есть ситуации, где специалист необходим. Профессору педиатрии определённо есть что рассказать молодой маме. Но, по мнению Винникотта, и молодой маме есть что рассказать профессору.
И результатом такого обмена опытом может стать мама, которая помнит, что:
1. Каждый ребёнок индивидуален. Поэтому я, например, не могу дать таких общих рекомендаций в посте, которые 100% подойдут всем. Так не работает. Да, есть общие тенденции развития и некие (довольно широкие) "нормы". Но каждый малыш в итоге развивается по-своему.
2. Невозможно вырастить полностью психологически здорового ребёнка. Потому что нет идеальных родителей. Я вот не знаю ни одного полностью психологически здорового родителя. Мы все "в процессе". Да, это не снимает с нас родительской ответственности, но даёт возможность иногда расслабиться там, где это не критично.
3. Качество лучше количества, когда речь идёт о времени, проведённом с ребёнком. А периодически заниматься собой и своими делами – это нормально.
4. Стоит разговаривать с ребёнком о чувствах: объяснять свои, обсуждать его. Это про эмоциональный интеллект.
5. Ребёнку нужен тыл: утешение, когда просит, поддержка, когда сложно, вера в него, что бы ни случилось.
И даже в этих пунктах невозможно стать идеальной. Да и не нужно, если честно.
Так что давайте просто делать то, что можем там, где мы сейчас есть.